photoroof

Что такое фототур?

Что такое фототур?

Сегодня очередной звонок, и человек задает уже ставшие привычными для меня вопросы, главный из которых сводится к тому, а что такое вообще фототур? В чем отличие от обычного путешествия? И как выбрать подходящую программу. И я понял, что пора ответить на него на бумаге. Постараюсь быть краток.

Ответ на вопрос, что такое фототур, только кажется, что лежит на поверхности. Забегая вперед, хочу сказать, что одного общего определения для этого, уже ставшего популярным формата путешествия, просто не существует. Дело в том, что любой фототур это в первую очередь авторский тур, организованный фотографом. А все люди, как известно разные. В авторском туре мы всегда сперва выбираем человека, с которым едем, и только потом страну и программу. Это самый важный момент. Ведь у каждого человека свои интересы, приоритеты и предпочтения. Кто-то будет часами фотографировать красивый цветок на склоне холма, а кто-то пройдет мимо, даже его не заметив, кто-то будет вставать каждый день до рассвета, чтобы поймать предрассветный свет, а кто-то любит поспать подольше, кому-то важен хотя бы минимальный комфорт, а кто-то готов спать в палатке и питаться бутербродами, кто-то исследует каждый закоулок, а кому-то достаточно основных достопримечательностей с парадного входа — и все особенности своего отношения к путешествию в большей или меньшей степени человек будет переносить на программу и формат поездки. Два разных человека могут иметь одинаковую по форме программу, но при этом проведут поездки совершенно по-разному, и вы сможете увидеть и снять совершенно разные вещи. Поэтому первый совет — при выборе фототура ориентируйтесь не столько на программу, сколько на того, кто поведет тур. А самый лучший путь — это личное общение и как можно больше вопросов. Лучше спросить заранее. И могу сказать про себя, я всегда лично общаюсь как минимум по телефону с каждым участником, и стараюсь рассказать обо всех особенностях и нюансах, чтобы убедиться, что все хорошо понимают формат предстоящей поездки. Еще раз — обязательно общайтесь до поездки, и не стесняйтесь задавать любые вопросы, чтобы понять, что формат поездки вам подходит.

Время

Главным отличием фототура от обычной экскурсии или туристической поездки является именно время, которое закладывается на каждое интересное место. Чтобы просто посмотреть, обычно достаточно одного времени. Но если вы хотите не только посмотреть, но и сделать интересные фотографии, на это времени нужно значительно больше. Поэтому в хорошем фототуре всегда будет меньше мест, которые вы посетите, но в каждом вы сможете провести больше времени. Причем, чем серьезнее и глубже подход к фотографии, тем больше времени закладывается на каждое место. Если вы ездили когда-то в организованные экскурсии, наверное помните ситуации, когда в группе оказывается фотограф, и на каждой остановке вся группа ждет одного человека, который никак не может закончить съемку? Вот фототур это как раз для таких людей, которые никак не могут закончить... Поэтому здесь же находится ответ на вопрос: может ли поехать в фототур не фотограф? Конечно, может. И с нами часто ездят люди без фотоаппарата. Но им нужно быть готовым к спокойному, вдумчивому формату поездки.

Жанр

Вторым, если не первым, является понимание жанра фотографии, на который нацелена поездка. Чтобы лучше его понять, посмотрите на работы организатора. Вне зависимости от того, что будет написано в описании тура, поездка будет выстроена именно под формат фотосъемки ведущего. Каждый организатор едет в тур не только для того, чтобы показать интересные места, но и для того, чтобы фотографировать самому. В этом же и одна из ценностей поездки — возможность учиться, обмениваться опытом на практике, наблюдать, как работают другие. И поэтому можете быть уверены, что вы сможете снять такие же или близкие работы к тем, которые стоят в описании тура. И могут возникнуть сложности, если вам близок совсем другой жанр, не представленный никак у автора.

Если автор занимается в первую очередь пейзажной фотографией, то готовьтесь вставать до рассвета, ехать на съемочную точку, тащить штатив и ловить первые лучи восходящего солнца. Если это стрит, то вполне возможны динамичные забеги по городу — многие стрит фотографы снимают в достаточно динамичном режиме, или, напротив, сидеть в красивом месте, в ожидании интересного героя. Про себя я могу сказать, что мне интересны в первую очередь люди, их образ жизни, культура, религия, этнография. Мы в наших поездках часто заходим в дома, много общаемся с людьми. Стараемся прикоснуться к жизни. Можем сперва присутствовать на пудже в монастыре, а потом проводить время с крестьянами на поле во время посадки риса, провести пару часов на утреннем рынке или ловить рыбу на реке. В самых интересных местах у нас есть местный гид и переводчик, который не только может рассказать интересные факты о жизни местных жителей, но и перевести любые вопросы. Это позволяет не просто увидеть жизнь людей снаружи, но узнать ее глубже. Именно такой подход позволяет делать более глубокие фотографии, снимать истории и делать публикации, которые потом с радостью берут различные издания. И такие материалы ни раз выходили после наших поездок не только у меня, но и у наших участников.

Комфорт

Часто можно услышать такое выражение: “Мы же едем фотографировать, а не в отеле сидеть...” Подразумевая, что жить можно где угодно и как угодно, а передвигаться на заполненном под завязку маленьком микроавтобусе. Я с этим в корне не согласен. Хотя бы минимальный комфорт должен быть обязательно. И чем более экзотическая страна, тем это важнее. Днем можно лазить по полям и деревням, но тем ценнее вечером принять горячий душ в нормальном отеле и лечь спать на чистые простыни. По умолчанию у меня по уровню комфорта поездки разделяются на северную Индию и Пакистан — там комфорт может быть чуть ниже в силу специфики региона, и ЮВА — там я стараюсь, чтобы комфорт был выше, поскольку там есть для этого все возможности. Но в любом случае, это никогда не будут палатки, а всегда как минимум двухместное размещение со всеми удобствами.

Еще один вопрос — транспорт. Это наверное самая затратная часть в турах, и то, на чем организаторы любят экономить. Спрашивайте, на чем вы будете ездить. Сколько человек в машине или автобусе. Будет ли всегда место для камеры рядом с вами — это важно. Будет ли на всем маршруте одна и та же машина с проверенным водителем. Будет ли машина ждать на остановках. Можно ли будет на время остановок оставлять в машине вещи. Поверьте, это все очень важно. Одно дело, если вы можете оставить фоторюкзак в машине, а пойти снимать с одной камерой, и в любой момент вернуться в машину, поменять объектив или флешку, после чего вернуться к съемке. Или всегда вынуждены таскать все с собой. Я сам много снимаю в путешествиях, и всегда стараюсь продумывать эти вопросы самым оптимальным образом, чтобы всем было легко и удобно.

И наконец еда. Не секрет, что все мы разные. Кто-то готов есть момо (индийские пельмени) прямо на улице из рук продавца-индийца, а кто-то предпочитает еду в туристических кафе и ресторанах. Это нормально. Помню, очень давно, у нас был длинный переезд по индийскому штату Ассам, и мы на обед остановились возле небольшого местного кафе. Несколько столиков под навесом, металлический казан на открытом огне — женщина готовила пару нехитрых блюд. Мне показалось место вполне нормальным, и мы решили там пообедать. А один из туристов, посмотрев на всю это красоту, сказал, что есть не будет, а пока пойдет пофотографирует рядом. И я понял, что данное кафе не выдержало внутренних стандартов и представлений о том, как это должно быть. С тех пор я стараюсь не допускать таких ситуаций. Поесть на улице при большом желании подобного опыта может любой участник, но при этом я стараюсь, чтобы всегда была возможность есть в нормальных, проверенных местах. И если уж такой возможности нет — то обязательно предупрежу об этом заранее, чтобы можно было взять с собой на обед что-то из отеля. Не бойтесь спросить, где и как будет питаться группа. Возможно для вашего гида нормально есть в местных забегаловках, а вы будете вынуждены либо идти на компромисс и ломать себя, либо голодать в поездке.

Физическая активность и нагрузки в фототуре, акклиматизация в горах

Еще один вопрос, который лучше уточнить заранее — физические нагрузки в фототуре. Чаще всего это касается того, насколько много и часто вы будете ходить пешком. Часто у пешего передвижения есть один минус — чем больше вы ходите пешком и чем длиннее маршрут, тем часто меньше вы сможете увидеть и еще меньше снять. Исходя из моего опыта самым оптимальным вариантом передвижения является машина с водителем, которая сопровождает нас в течение всего дня. Утром мы сели в машину, взяли все необходимое, никак не ограничивая себя в весе. Приехали на место, взяли камеру, пошли снимать. Вернулись — поехали дальше. В результате получается оптимальный баланс между физической активностью и количеством увиденных мест, комфортом и удобством передвижения. А наличие собственной машины дает возможность спокойно останавливаться в любом интересном месте по дороге. В некоторых случаях машину может заменять катер с командой, если мы передвигаемся не по земле, а по морю.

Отдельная ситуация возникает в том случае, если наш авторский тур проходит в горах. Здесь пешие выходы необходимы для акклиматизации и комфортного самочувствия. И как раз стоит насторожиться, если приехав в горы вы сразу садитесь на машины и едете еще выше. Ведь здоровье и комфортное самочувствие во время поездки всегда на первом месте.

Обучение

Формат фотопутешествия предполагает условия для фотосъемки, но не всегда предполагает обучение. И это нужно тоже уточнять перед каждой поездкой. Для меня возможность научиться чему-то новому в поездке очень важна, поэтому я часто включаю в тур не только обучение фотографии, но и другие вещи, которым можно научиться в том или другом месте. Например, у нас были туры с практикой йоги и медитации, с лекциями и консультациями по тибетскому буддизму и тибетской медицине. В Малайзии была возможность научиться погружаться с аквалангом, а в Таиланде приобрести опыт фридайвинга. В Дагестане печь хлеб по местным рецептам и т. д. Но все-таки основным является именно обучение фотографии, и именно на обучении я стараюсь делать акцент в своих поездках. Не навязывать, но давать такую возможность.

Много лет назад обучение в первых турах строилось у меня по такой схеме. Каждый вечер я читал небольшую лекцию по итогам которой давал небольшое задание. Задание можно было выполнить в течение следующего дня. И так день за днем. Потом я понял, что это не самый лучший формат. Гораздо целесообразнее разобрать теорию еще до поездки, а в поездке уже фотографировать, имея все необходимые знания. Да и снимать лучше уже какую-то содержательную историю, а не просто выполнять отдельные упражнения. Так у меня появились онлайн курсы, которые я рекомендовал участникам фото-туров до начала поездок. Сегодня они существуют в формате персональных занятий и консультаций, и я по-прежнему рекомендую всем, кто хочет не просто путешествовать, но и учиться фотографии, начинать подготовку именно с общения в онлайне. При этом онлайн никак не заменяет работы в самой поездке. Если в группе новичок, я всегда подскажу какие-то базовые вопросы, дам советы, исходя из уровня участника. Если же человек хочет работать более глубоко, то я всегда поддерживаю такое стремление, и с радостью помогаю во время поездки работать над своим проектом. И сейчас уже стало хорошей практикой разбор работ участников по итогам путешествия.

Конечно, обучение это не только личная работа с автором путешествия. Бесценный опыт дает совместная фотосъемка участников. С нами ездят замечательные фотографы, снимающие в разных жанрах, работать рядом с которыми огромное удовольствие. Где еще можно сразу увидеть методы работы нескольких разных фотографов. И я думаю будет излишним говорить, что у каждого получается собственные неповторимые фотографии. Хорошим примером может послужить книжка, в которой мы собрали работы отдельных авторов, снимавших в течение нескольких лет наших регулярных путешествий в Мьянму. Возможно в будущем мы сделаем такое же издание и по другим странам.

Формат фототура — замечательный вариант путешествия, который стоит попробовать хотя бы раз в жизни. Многие люди, поехав однажды, становятся постоянными участниками наших поездок. Фототур — это всегда экономия времени и возможность увидеть больше — ведь интересный маршрут невозможно составить, сидя дома, самые интересные места, тонкости, нюансы открывается только с личным опытом новых поездок. Фототур — это хорошая возможность обучения фотографии на практике. Это новые друзья и общение с единомышленниками. Это камерные группы. И да — это настоящие путешествия, возможность открывать мир и самого себя, становясь богаче с каждой новой поездкой.

Ну а актуальные программы путешествий, к которым можно присоединиться прямо сейчас, можно посмотреть на нашем сайте: https://photoroof.ru/tours/