С самого начала хочу сказать, что это не инструкция, потому что, если говорить серьезно, такой инструкции не может быть в принципе. Это размышление на тему, которое, может быть полезно тем, кто собирается на это мероприятие впервые, и не имеет достаточно опыта в съемке таких мероприятий. Размышление, основанное полностью на личном опыте.
Почему не может быть единой инструкции? Да просто потому, что мы все совершенно разные, у нас разный бэкграунд, разный опыт, разные цели и задачи. И чтобы я не написал, снимать каждый все равно будет свое и по-своему. И это совершенно нормально. Можно только обратить внимание на некоторые детали. О них мы и поговорим.
В Ладакхе ежегодно проходит довольно много танцевальных мистерий. Все они проходят в разных монастырях. Могут длиться от одного до трех дней. С одной стороны это сакральный буддийский ритуал, выражение культуры и традиции, живущих здесь людей, с другой — визитная карточка туристического Ладакха. Именно поэтому на такие фестивали обычно собирается большое количество не только местных жителей, но и туристов. Большинство туристов обычно приезжает после завтрака, когда сам фестиваль уже в разгаре. В наиболее крупных монастырях под туристические группы выделены специальные места, билеты на которые могут продаваться за несколько месяцев. Обычно это места удобны для просмотра, но совсем не удобны для фотосъемки. Тем более, если вы будете там сидеть, то вообще вряд ли сможете снять что-то путное, кроме однотипных сюжетов с одной точки, и скорее всего с не очень удачным фоном. С другой стороны, на самые популярные фестивали собирается обычно ну очень много народу, что может серьезно затруднять передвижение. А сама площадка для танцев может быть оцеплена, чтобы не мешать танцующим монахам.
В некоторых монастырях я сталкивался с ситуацией, когда фотограф может получить специальный бейдж, которые дает доступ в отдельную зону, чуть ближе к танцующим впереди зрителей. Плюсов он дает не слишком много, потому что это именно допуск в зону для прессы, а не свободное перемещение, где угодно. Но и его получить не так просто. Там, где я это встречал, для их получения нужно было пройти личную аккредитацию, причем закрывалась она уже за несколько дней до начала мероприятия. Давайте добавим к этому монахов, которые объективно устали от туристов, лезущих буквально везде, кто-то обязательно мешается, нарушает установленные правила и традиции. Соответственно монахи просто от усталости постараются максимально вас не пускать никуда. Я пишу эту информацию для того, чтобы вы понимали, с чем вам возможно придется столкнуться, приехав вместе со всеми на танцевальную мистерию Чам в Ладакхе.
Значительно улучшить ситуацию можно, если у вас есть возможность выбирать, на какой фестиваль ехать. А еще лучше, если вы можете посетить несколько. Но в любом случае, если вы хотите именно фотографировать, выбирайте фестиваль осознанно. И первое правило — чем менее популярный, крупный, известный монастырь, чем дальше он находится и чем труднее до него добраться, тем для вас лучше. Это значит, что будет меньше народу, меньше туристов, монахи будут более расслаблены и доброжелательны, будет гораздо больше возможности для съемки изначально. И больше возможности не просто увидеть представление, но и прочувствовать его глубже, изнутри. Конечно, настолько на сколько это в принципе возможно.
И если вы выбираете, в какой монастырь ехать, обязательно посмотрите фотографии с прошлых фестивалей. По ним вы сможете понять, что и где реально снять, а что нет. Где проходит фестиваль, на старой площадке или на новой. Какие есть места для съемки общего плана. И многое другое. Смотреть работы своих коллег вообще очень полезно.
Второй совет опять же связан с вашими возможностями. Но если такая возможность есть, приезжайте в монастырь за несколько дней до начала фестиваля. А уезжайте уже после окончания. Дело в том, что сам танец — это лишь видимая часть айсберга. А подготовка начинается за неделю, а то и еще раньше. И это не только специальные пуджи, которые тоже очень важны. Кстати, в некоторых монастырях специальная пуджа, которая является неотъемлемой частью мистерии, проходит накануне старта. Но это и репетиции танцев. В некоторых случаях вы сможете увидеть и снять танец практически таким, как он будет во время фестиваля, но без зрителей, туристов, оцеплений. Это подготовка места. Это обновление реквизита, и много других интересных мелочей, которыми часто пренебрегают. Кстати, если нет возможности приехать заранее и провести все время подготовки к фестивалю в монастыре, можно просто заехать в монастырь за несколько дней до начала хотя бы на несколько часов. Мы так ни раз делали с нашими группами, когда у нас был плотный и насыщенный график. Но вот эти часы часто оказывались не менее интересными, чем сам праздник.
Мелочи и детали — это еще один важный момент. Иногда через них можно рассказать больше, чем через сам танец. В каждом монастыре есть множество храмов, множество изображений Будды, одним словом много мест, в которые обязательно заходят для совершения молитвы местные жители, которые приезжают на фестиваль. В монастыре есть кухня — да, монахи тоже люди, и они едят и пьют, и это тоже часть жизни. А самое главное — всегда есть место, в котором монахи одевают и меняют свои костюмы, маски, ждут своей очереди для выхода на площадку. В этом плане действие очень напоминает театр. Есть сцена, а есть закулисье. Актеры примеряют костюмы, помогают друг другу, ждут своей очереди выхода на сцену. И эта закулисная жизнь может быть не менее интересной, чем то, что разворачивается на сцене. Постарайтесь пройти в это помещение, и вы не пожалеете.
То, что данный фестиваль очень важен не только для монахов, но и для местных жителей, я думаю, говорить излишне. Помню, как был свидетелем того, как местная жительница быстро подошла к одному из танцующих монахов — в тот момент он стоял неподвижно — быстро опустилась на землю, приложила край платья к своему лбу, и потом так же быстро вернулась на свое место. Быстрый и короткий жест рассказал очень много об отношении местных жителей к происходящему.
И из этого следует еще одно наблюдение. Вокруг происходит столько всего удивительного, что можно все время снимать, буквально не отрываясь от камеры. Это может стать серьезной ошибкой. Когда мы снимаем, мы обычно видим не слишком много. И можем упустить много интересных и важных вещей. Всегда стоит сделать паузу и просто понаблюдать. Увидеть, что где и как происходит, возможно есть какая-то закономерность. В идеале предугадывать какие-то вещи заранее. Или знать, как будет развиваться мистерия. Куда и в какое время пойдут люди. Когда и откуда будут входить и уходить монахи. Это позволит оказаться в нужное время в нужном месте. Потому что известно, что если вы увидели ваш кадр глазами, то скорее всего вы его уже упустили.
И еще одна мысль, которая может показаться банальной, но на самом деле очень важная. До начала съемки ответьте себе на вопрос: что и зачем вы фотографируете. Это очень важно. И это во многом прояснит и ваши действия, и даст вам ответ на вопросы, что снимать и как. Зная ответ на этот вопрос, вы сможете подойти, если не к настоятелю монастыря, то хотя бы к одному из монахов, и объяснив свои задачи, попросить разрешение на съемку.
Вообще уважительное общение с монахами до начала действия, это тоже важный элемент работы. Так к вам привыкнут, вас запомнят, и к вам будут относиться уже немного терпимее. Конечно, если вы сможете объяснить, что не просто снимаете себе на память, а действительно делаете какое-то важное дело. Если у вас никакой задачи нет, то либо можно ее себе придумать, либо... возможно тогда и правда не стоит брать в руки камеру, и стоит просто насладиться действием, наблюдая за ним вместе с местными жителями. Это тоже совсем не плохо. Тем более, что совмещать роль зрителя и фотографа, как некоторые советуют, я думаю, все-таки не совсем верно. Монахи танцуют, зрители смотрят, вы — фотографируете. У каждого здесь свое дело, и каждое дело по-своему важное и нужное.
Ну а в заключение я хочу пригласить вас присоединиться к одному из наших замечательных фототуров, в которых мы и видим, и чувствуем, и фотографируем в самых удивительных местах земного шара. В поездках есть возможность гораздо глубже разобрать процесс фотосъемки самых разных тем и сюжетов. В том числе как, исходя из конкретных целей и задач, можно снимать танцевальную мистерию Чам.
Не забудьте подписаться на наш ТГ-канал, в котором мы делимся опытом, мыслями и путевыми заметками из наших путешествий: https://t.me/photo_roof