photoroof

Зачем ехать в фото-тур?

Зачем ехать в фото-тур?
Мысль начать организовывать собственные фото-туры пришла не сразу. До этого было достаточно много собственных путешествий. Первые открытия были связаны с работой в Китае, во время которых страна открылась с совершенно новой нетуристической стороны. Возможно это стало возможно благодаря плотному общению с местными жителями. У нас был переводчик, который несколько лет жил в России и хорошо знал русский язык. Мы общались с обычными людьми, ходили по их любимым местам, общались с семьями, женщинами и детьми, много времени проводили на заводах, смогли узнать, чем они живут, что их волнует и беспокоит. Именно тогда я понял для себя, что любая страна это в первую очередь не достопримечательности, не памятники архитектуры, и даже не природные красоты, а обычные люди…

После Китая было много других стран. Переводчик не всегда оказывался рядом, и как ни странно на помощь в таких ситуациях стал приходить… фотоаппарат. Оказалось, что с помощью камеры можно не только делать интересные картинки, но и общаться с людьми. Сам процесс съемки, когда ты спрашиваешь разрешение, снимаешь, показываешь, что получилось, невольно перерастает в процесс общения… Завязывается эмоциональный контакт, в ходе которого человек раскрывается… И часто это внутреннее состояние человека передается на получающихся фотографиях… Таким образом все сложилось: интересные фотографии, общение с людьми, огромное удовольствие, получаемое от этого процесса. И, в конечном счете, возможность более глубоко узнать жизнь страны, в которую мы приезжаем.


Кроме того, появились любимые страны, любимые места, в которые тянуло возвращаться снова и снова. Были страны – открытия. А потом появилось желание поделиться этой любовью и этими открытиями с другими людьми… Именно с этого желания и возникла идея начать проводить собственные фото-туры. 




 В чем отличие от других фото-туров…

Мне сложно сравнивать, для этого нужно как минимум принять участие во всем множестве предлагаемых сегодня программ… Но я могу выделить несколько очень важных для меня моментов, которые я стараюсь соблюдать во всех своих путешествиях.

1. В центре любой поездки – жизнь простых людей. Монастыри, деревни, школы, частные дома, заводы, рынки, лавочки и склады… И не просто жизнь, но общение с людьми.



2. Мы вместе учимся фотографировать людей. В каждой поездке я делюсь своим опытом, как общаться и снимать незнакомых людей, так чтобы это были живые эмоциональные портреты, а сам процесс оставил только теплые приятные впечатления у всех его участников…

3. У нас нет практически пейзажной съемки. Для многих это минус. Но это так… Фотосъемка пейзажей занимает не более 10-15 процентов всего времени…

4. Комфорт. Для меня важны хорошие условия. Нормальный отель, хороший ресторан, с выбором не только местной, но и европейской еды. Все люди разные, не все сразу могут расслабиться в ритме азиатских стран… Поэтому в отеле у каждого человека должна быть возможность расслабиться и нормально отдохнуть. При этом я стараюсь, чтобы место было интересным, колоритным, и предавало дух и колорит той местности, в которой мы находимся. То же самое относится и к транспорту. Никаких поездов, автобусов и другого общественного транспорта, за исключением самолетов. Все остальное время - личные комфортные автомобили, в которых всегда можно оставить вещи или просто отдохнуть с работающим кондиционером (или наоборот при желании его выключить – в общественном транспорте такой возможности обычно нет). 

5. Ритм поездки. Считаю очень важным, чтобы у каждого человека была возможность прочувствовать страну, ее жизнь, ее энергетику… В спешке это просто невозможно. Я против подхода, когда приехали на место, все осмотрели, отсняли, поехали дальше… Каждое место нужно прочувствовать, а на это нужно время и спокойный ритм… Поэтому я всегда выбираю вариант – меньше мест, но в спокойном вдумчивом ритме…




Зачем ехать в фото-тур?

Каждый отвечает на этот вопрос сам. Однако я могу сформулировать несколько важных для меня причин.

1. Экономия времени. Подготовка любой поездки – это изучение страны, изучение маршрута, поиск машин, гидов, отелей. Нужно собрать информацию о каждом месте. И все равно, часть мест окажутся неинтересными, а часть придется пропустить по причине ограниченного времени. В случае фото-тура, можно всем этим не заниматься, и быть уверенным, что в те небольшие две недели поездки войдет все действительно самое-самое… Ведь прежде чем приглашать куда-то людей, я сам уже проехал по этому маршруту, выбрал самые интересные места, и исключил то, что не заслуживает внимания. Например, нынешние программы в Мьянму – это опыт 3-4 предыдущих поездок. 



2. Возможность расслабиться. Одна из бесценных для меня вещей в любом фото-туре это возможность не думать ни о каких организационных вещах. Куда ехать, что с машиной, где сегодня поесть – смех смехом, а мы порой забирались в такие места, что не могли найти, где поужинать и приходилось ложиться спать голодными  Все внимание и все силы можно посвятить любимому занятию – фотографии. А заодно и неплохо отдохнуть.

3. Хорошая компания единомышленников. Общение. Это очень важная составляющая любого фото-тура.

4. Возможность поучиться и открыть для себя что-то новое. Мне всегда интересно, как снимают другие люди. Поэтому обмен опытом у нас всегда обоюдный. Я делюсь своим, но в тоже время всегда с интересом наблюдаю, как снимают другие. Кроме того в наших поездках мы обычно затрагиваем и обсуждаем очень интересные темы, касающиеся фотографии и наших путешествий.



Помню одно время я очень часто ездил в различные групповые поездки. Иногда верхом, иногда в горы и пещеры с палаткой… Но это неизменно доставляло мне массу удовольствия. Удовольствия от общения с единомышленниками, новые знакомства, совместные ужины и посиделки у костра, новые впечатления… В таких поездках у меня появилось много друзей и знакомых… И не удивительно, что появляются люди, которые регулярно ездят со мной почти во все фото-туры уже не первый год… Я вижу, что на базе наших фото-туров, формируется что-то вроде клуба друзей – любителей фотопутешествий, и это по-настоящему здорово! 


Как выбрать фото-тур

Думаю, что при выборе фото-тура самое главное, фотографии организатора поездки – если Вам интересно то, что снимает ведущий, ехать стоит, если это совсем не ваше, то я бы не рекомендовал. Даже если программа и страна очень интересные, а цена привлекательная. Проще говоря, выбирайте по фотографиям.



Второй момент, обучение. Уточните, планируется ли какая-то обучающая программа или нет. Часто в фото-турах ее просто нет, а сама поездка ничем не отличается от обычного тура с возможностью больше времени посвятить съемкам.

Третий момент. Предварительное общение. Если организатор готов Вас сразу взять в команду, даже не поговорив по телефону, так же нужно 10 раз подумать. Я всегда общаюсь со всеми людьми, как минимум по телефону, в идеале лично, прежде чем подтвердить участие в туре. Это нужно для того, чтобы все участники вместе чувствовали себя комфортно. 

Так же стоит уточнить уровень отелей, транспорт, на котором планируется передвижение по маршруту, необходимость переносить на себе вещи, а так же наличие длительных пеших переходов. Хороший организатор перед поездкой также пришлет памятку со всем, что нужно взять с собой, какие ожидаются погодные условия, особенности поведения в стране, пожелания по фотооборудованию. Так же нужно обратить внимание, входит ли в стоимость медицинская страховка. Если нет, нужно сделать ее самостоятельно.


В фото-туре все снимают одно и тоже и привозят одни и те же кадры…

Пожалуй, вынесенная в подзаголовок мысль, чаще всего вызывает опасения фотографов, отправляющихся в фото-тур… Согласен, коллективная съемка допустима при фотографировании пейзажей, но никак не людей, если вспомнить, что важнейшим условием является личный эмоциональный контакт с фотографируемым… Именно поэтому мы никогда не снимаем всей группой одного человека.



Во время съемок я всегда стараюсь, чтобы у любого участника поездки были следующие возможности:
- Побыть какое-то время одному в снимаем месте.
- Не оставаться ни на минуту одному.
- Снимать самому свой сюжет.
- Снимать в паре.
- Наблюдать за съемкой других участников тура.
- Никогда не спешить и провести на месте съемке столько времени, сколько это нужно каждому участнику, конечно, в рамках разумного.

Все это позволяет любому участнику тура и снять свою собственную тему, которая не будет ни с кем пересекаться, и при желании поучиться технике съемки у других участников. 

Кроме того, скажу банальную, но от этого не перестающую быть истинной вещь – первоначальным является видение самого фотографа, и три разных фотографа снимут один и тот же сюжет совершенно по-разному… Поэтому одинаковые картинки, это то, чего я меньше всего боюсь в наших поездках…

Для примера приведу пример картинок из лагеря афганских беженцев в Пакистане. Мои и еще одного участника тура – Эдуарда Кутлиева - замечательного фотографа. Снимали мы их одновременно…


Мои картинки.


Фотографии Эдуарда.

В заключение я хотел бы отметить, что организация фото-туров для меня не просто любимая работа. В каждую поездку я вкладываю душу, и делаю тур таким, каким бы я его сделал для самого себя и для самых близких друзей.